Регистрация
 
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
80
ку-ар код
ПФКИ
лого5
Культурное Приморье
счетчик на Прокультура.рф
Главное изображение

1924-1930. Дальневосточный Ультиматум

После окончания в 1922 году гражданской войны на Дальнем Востоке, перед советской властью встал вопрос защиты тихоокеанских рубежей СССР от посягательства как иностранных армий, так и представителей белоэмигрантского движения, продолжавших вооруженный террор против социалистического государства уже с сопредельных территорий.

 Особая роль по защите протяженных, но слабо охраняемых границ, отводилась авиации.  Воздушное патрулирование и разведка позволяли бы оперативно обнаруживать вторжение антисоветских банд и своевременно информировать пограничные комендатуры ОГПУ и части Красной Армии о возникшей угрозе.  Однако имевшихся в распоряжении командования авиационных сил было явно недостаточно для решения этой задачи. Не хватало подготовленных специалистов, а главное – существовал огромный дефицит исправных летательных аппаратов, который в полной мере проявился еще в последних боях гражданской войны.

Так, к примеру, во 2-м авиационном отряде Народно-революционной армии, принимавшем участие в Приморской операции, на осень 1922 года было всего 3 летательных аппарата, преимущественно устаревших моделей. После освобождения Приморья частями НРА ДВР, самолеты 2-го авиаотряда базировались на бывшем аэродроме Спасской авиашколы.

Фрагмент приказа Главкома НРА ДВР  Уборевича И.П.

 Поле  вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР в ноябре 1922г., НРА была реорганизована в 5-ю армию РККА.  Авиаотряды получили новые порядковые номера, соответствующие штатам Красной Армии. Так 2-й авиаотряд НРА ДВР стал 18-м авиаотрядом РККА с местом дислокации в Спасске.  Однако это не решило проблему с нехваткой как личного состава, так и материальной части.

Для усиления военной группировки в Приморье, Советское правительство приняло решение о переброске на Дальний Восток  дополнительных авиационных частей из западных регионов страны.

5 июля 1924 года на станцию Евгеньевка Уссурийской железной дороги из Читы прибыл эшелон с личным составом и лётно-техническим имуществом 10-го отдельного разведывательного авиационного отряда «Дальневосточный ультиматум».

Разгрузка имущества авиаотряда на ж.д. станции Евгеньевка ( из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

Краткая историческая справка.

В мае 1918 года, из остатков матчасти и личного состава 12-го авиадивизиона и 10-го корпусного авиаотряда воздушного флота Российской императорской армии, был сформирован 10-й отдельный разведывательный авиационный отряд  Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (10-й орао). В то время авиационный отряд в 6 самолетов считался основной организационно-тактической единицей РККВФ.

Авиаотряд в составе Красной Армии принимал участие в боях Восточного фронта против колчаковских частей и белочехов под Симбирском, Екатеринбургом и Курганом. В конце 1919 года авиаотряд был выведен в тыл для доукомплектования личным составом и материальной частью. В октябре 1920 года отряд был переброшен в Киев для участия в боях Юго-Западного фронта.

 В начале 1922 года отряд был переведен в Харьков. В Харькове на вооружении авиаотряда были самолеты «Фарман», «Сопвич», «Ансальдо», «Авро» и «Ньюпор».  Летом этого же года авиаотряд привлекался Управлением корпуса военных топографов РККА для фотосъемки северных районов РСФСР.

Осенью 1922 авиаотряд был переведен в подмосковный город Клин, а оттуда в 1923 году  в Читу. В этом же году, в ответ на антисоветский ультиматум  министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона, в СССР  были приняты меры для усиления обороноспособности страны. Одной из мер стала организация «Общества Друзей Воздушного Флота» (ОДВФ), основной задачей которого стал сбор средств на постройку новых самолетов для Красной армии.

1923 г. Агитационный плакат с призывом  вступать в ряды ОДВФ для сбора средств на постройку Красного Воздушного Флота.

17 сентября 1923 г., согласно приказу Реввоенсовета, было принято решение о формировании в Москве образцовой разведывательной эскадрильи «Ультиматум» - это решение должно было продемонстрировать решимость советского народа защищать свое социалистическое отечество. Почин поддержали и в Сибирском военном округе. Таким образом 10-й отдельный разведывательный авиаотряд  получил наименование «Дальневосточный Ультиматум».

Новости Дальневосточного отделения Общества Друзей Воздушного Флота из газеты «Красное Знамя» от 17 апреля 1924 г.

 В мае - июне 1924 г. авиаотряд в составе 13 экипажей начал переброску по железной дороге на станцию Евгеньевка (ныне ст. «Спасск-Дальний»)

 После передислокации в Спасск, 10-й орао вошел в подчинение командования 19-го стрелкового корпуса, начавшего свое формирование в июле 1924 года.

1925-26гг. Вид из кабины самолета на юго-восточную окраину Спасского гарнизона, где размещались воздухоплавательные и авиационные части  (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

Отряд разместился в авиационном городке, на юго-восточной окраине Спасского гарнизона. Здесь имелся аэродром, построенный для авиаотряда при Сибирском воздухоплавательном батальоне еще в 1911 году. Рядом с аэродромом был построен эллинг для хранения  и ремонта дирижаблей и аэростатов, а также несколько ангаров для хранения аэропланов и другого имущества.  Для размещения личного состава имелись казармы для нижних чинов и жилые дома для командного состава, а также другая инфраструктура. В годы гражданской войны многие строения  были разграблены и частично разрушены интервентами.  Огромную помощь в восстановлении зданий военным летчикам оказали комсомольцы Спасска, взявшие шефство над авиаотрядом.

1924-25гг. Комсомольцы Спасска в гостях у личного состава авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум» на фоне самолета «Сопвич»

К моменту прибытия в Спасск, 10-й орао  эксплуатировал самолеты «Сопвич» британского производства. Эти самолеты успели поучаствовать в боях гражданской войны и их ресурс уже подходил к концу. Не лучше была ситуация с летательными аппаратами и в других авиационных частях Красной армии.

Исправить положение должен был выпуск советской промышленностью переработанной и адаптированной к имеющимся в СССР материалам и технологиям версии британского самолета«de Havilland D.H.9a».  Работы по переработке конструкции велись под руководством Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича.  В 1924 году на заводах ГАЗ №1  и ГАЗ №31 начался серийный выпуск первого советского самолета Р-1 (Разведчик первый).

Огромную роль в финансировании постройки новых самолетов сыграла общественная подписка, организованная «Обществом друзей воздушного флота» (ОДВФ). Не остались в стороне и трудящиеся Спасска: на поддержку советской авиации, населением города было собрано 10 328 рублей. А всего в Приморье  в 1924 г. насчитывалось 13 178 членов ОДВФ, собравших на развитие авиации 104 211 рублей.

Документы жителей города из фондов Спасского краеведческого музея.

В феврале 1925 года новые самолеты поступили на вооружение авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум». 23 февраля, восемь самолетов Р-1 построенных на средства, поступившие от трудящихся Дальнего Востока, в торжественной обстановке были переданы личному составу авиаотряда. 

Самолеты Р-1 авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум» (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО») 

Каждый Р-1, вставший на вооружение отряда, имел собственное имя, нанесенное краской на фюзеляж. Как правило имя давалось в честь трудовых коллективов или регионов, внёсших существенный вклад в постройку самолетов:  «Трудящиеся Амура», «Дальневосточный рабочий», «Дальневосточный Коммунист», «Красный транспортник», «Дальбанк», «Дальневосточный крестьянин». От Приморского губернского отделения ОДВФ было передано два самолета: «Рабочий Приморья» и «Красный Владивосток». Кроме имени, на бортах самолетов  авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум», имелось изображение разящего кулака с перстнем в форме пятиконечной звезды и боевой клич «Н-Н’Аа!»

Самолет Р-1 «Трудящиеся Амура» командира звена Н.А. Соколова

Летный состав отряда с энтузиазмом принялся осваивать новую материальную часть. К сожалению, обучение сопровождалось неизбежными авиационными происшествиями и авариями. Так 12 июня 1925 разбился экипаж военного летчика Фёдора Ивановича Махалова. Пилот погиб сразу,  второй член экипажа - красноармеец Михаил Никитович Бораздюхин умер от ожогов и полученных травм на следующий день. Экипаж торжественно похоронили рядом с братской могилой бойцов НРА ДВР на площади им. Карла Либкнехта в Спасском гарнизоне.

Наиболее частым видом аварии, было так называемое «капотирование» - когда в условиях приморского климата колеса шасси самолета при посадке резко зарывались в переувлажненный грунт и происходило утыкание машины носом в землю. При этом разрушался несущий винт, а иногда и весь мотор. От удара экипаж могло выбросить из кабины или накрыть перевернувшимся самолетом, а сам самолет легко мог загореться от вытекающего бензина.

Одна из аварийных посадок самолета Р-1  авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум». Снимок из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»

В декабре 1925 года в связи с организационной реформой, проводимой в авиационных частях, авиаотряд получил новый «сквозной» номер, соответствующий номеру стрелкового корпуса, в чьем подчинении он находился.

Новое наименование отряда звучало теперь так – 19-й отдельный корпусной авиационный отряд «Дальневосточный Ультиматум» (19-й окорпао). При этом все корпусные авиаотряды являлись разведывательными.

Зима 1926 г. Обучение летчиков-наблюдателей стрельбе из пулемета. Хорошо видно неудовлетворительное состояние зданий, сохранившееся после окончания гражданской войны (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

К этому моменту личный состав «Дальневосточного Ультиматума» пополнился выпускниками 1-й Высшей школы красных военных летчиков (г. Москва), в которой проходили дополнительное обучение курсанты  1-й Качинской и 2-й  Борисоглебской военных школ летчиков.

Алексей Павлович Ионов, в 1924-26 годах летчик, командир звена, командир отряда «Дальневосточный Ультиматум»

Проблему нехватки технического состава решили следующим образом  - при авиаотряде организовали школу авиационных механиков-мотористов, куда зачислялись призванные красноармейцы. Кроме того, в школу набирали курсантов из числа комсомольцев-старшеклассников Спасского ремесленного училища.  В дальнейшем, по достижении призывного возраста, они принимались на службу в авиаотряд.

Механики-мотористы авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум» (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО») 

В 1926 году, в связи с усилившимися провокациями, направленными против советских служащих на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), экипажи авиаотряда регулярно вылетали на патрулирование вдоль  линии границы.  Помимо боевой работы, личный состав активно участвовал в жизни города – авиаторы  вместе с комсомольцами Спасска играли в сатирических спектаклях, ходили на митинги и демонстрации, устраивали показательные полеты во время праздников.

Спасск. Личный состав авиаотряда: 1- начальник штаба В.М. Толстой, 2- командир отряда Г.М. Бондарюк, 3- командир звена Н.А. Соколов (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

В январе 1927 года командиром авиаотряда был назначен опытный летчик  Бондарюк Георгий Макарович, в этом же году, авиаотряд активно участвовал в маневрах 19-го стрелкового корпуса в летних лагерях Никольск-Уссурийского гарнизона. В ходе маневров летчики авиаотряда учились взаимодействовать с наземными частями, проводили разведку и бомбометание.

Кроме того, экипажи 19-го окорпао совершали тренировочные перелеты в Благовещенск и Читу, отрабатывая действия по быстрой переброске авиаотряда с одного театра военных действий на другой. Так, в июле 1928 года, семь экипажей авиаотряда, всего за восемь часов совершили перелет Спасск – Благовещенск с остановкой в Хабаровске. При этом полет проходил в неблагоприятных погодных условиях!

Никольск-Уссурийск. Личный состав 19-го окорпао. В центре командир 19-го стрелкового корпуса Борис Миронович Фельдман.(из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

Осенью 1928 года авиаотряд участвовал в ликвидации последствий крупного наводнения в Благовещенском и Зейском округах Дальневосточного края – вел разведку подтопленных территорий, проводил эвакуацию населения, доставлял в районы бедствия продовольствие и другие грузы. За самоотверженные действия по оказанию помощи пострадавшим, постановлением ЦИК СССР  19-й окорпао «Дальневосточный Ультиматум» был награжден орденом Трудового Красного знамени  РСФСР– весьма необычной  и редкой наградой для боевого подразделения.

1928. Предположительно аэрофотосъемка моста через р. Зею в районе г. Свободный (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

В декабре 1928 года маньчжурские власти стали предпринимать попытки по силовому захвату КВЖД, являющейся совместным советско-китайским предприятием. Количество провокаций против советских граждан значительно увеличилось, сопредельная сторона вела себя дерзко, не считаясь с международными договоренностями и дипломатическими нормами. К лету обстановка обострилась настолько, что в любой момент мог вспыхнуть вооруженный конфликт -  к границе с обеих сторон стягивались войска и тяжелое вооружение.

Весной 1929 г. летно-технический состав отряда был командирован в Читу для получения новой техники.  В Спасск отряд вернулся 13 июня, а уже 15 июня «Дальневосточный Ультиматум» получил приказ о перебазировании ближе к государственной границе -  на полевой аэродром в районе Гродеково. Перед авиаотрядом была поставлена задача быть готовым к боевым действиям. Двумя железнодорожными эшелонами имущество авиаотряда было перевезено на новый аэродром, на котором развернули палатки для личного состава и авиационной техники. А уже через пять дней состоялись первые вылеты  на воздушную разведку, при этом летчикам запрещалось подлетать ближе чем на 3 километра к линии границы.   Тем не менее, даже с такого расстояния экипажи авиаотряда выявили усиление оборонительных позиций противника в районе станции Пограничная (русское название станции КВЖД рядом с китайским поселком Суйфэньхэ, не путать с п.Пограничным и ж.д. станцией Гродеково). Но командование нуждалось в более точных сведениях…

Палатки 19-го окорпао  для размещения личного состава и авиационной техники в условиях полевого аэродрома (из фондов ГМВЦ «РОСФОТО»)

1 июля летчики авиаотряда получили разрешение на пересечение государственной границы.  Первым пересек «нитку» экипаж начальника штаба авиаотряда Владимира Михайловича Толстого. С этого момента вылеты на разведку стали ежедневными. Первое время, опасаясь встречи с авиацией противника, на разведку вылетали звеньями – по 3 самолета, но убедившись в отсутствии какого-либо противодействия, перешли к ведению разведки одиночными экипажами.

 В конце июля резко выросло количество войск противника на приграничных территориях. Так, на Гродековском направлении, в стоящем напротив поселка Полтавка маленьком городке Саньчакоу, небольшой пограничный пост за несколько дней превратился в хорошо укрепленный гарнизон, насчитывающий 3 тысячи штыков. На станции Пограничная противником были установлены мощные прожекторы, спешно возводились оборонительные позиции. Провокации по всей линии границы теперь проходили чуть ли не ежедневно, случались и перестрелки. Обе стороны усилено вели пропаганду, одновременно обвиняя друг друга в различных нарушениях.

Вокзал станции Пограничная Китайской-Восточной железной дороги.

В связи с резким обострением обстановки, 6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия(ОДВА), в состав которой были введены все войска, находившиеся в регионах, граничащих с Китаем, в том числе и 19-й стрелковый корпус вместе с 19-й окорпао «Дальневосточный Ультиматум». А вскоре произошло и первое крупное боестолкновение  -   5-й Амурский стрелковый полк 2-й Приамурской дивизии провел превентивную операцию, для чего перешел линию границы и в ходе боев 14-18 августа разбил гарнизон Саньчакоу. В это же время 19-й окорпао «Дальневосточный Ультиматум» совершал вылеты, демонстрирующие готовность к нанесению воздушных ударов по противнику. Однако даже эти шаги не смогли остановить военные приготовления сопредельной стороны.

Летчик С.К.Огородников и летчик- наблюдатель Курбатов в кабинах самолета Р-1 . На борту хорошо видна символика авиаотряда “Дальневосточный Ультиматум”

3 сентября один из самолетов 19-го окорпао, возвращавший с оперативного задания, был обстрелян ружейно-пулеметным огнем. Огонь вели с высоты, находившейся в двух километрах севернее станции Пограничная.

В ночь на 8 сентября 1929 года, в ответ на вылазку китайских частей у разъезда Рассыпная Падь, командир 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии по своей инициативе отдал приказ авиаотряду бомбо-штурмовым ударом поддержать действия наземных войск. Утром пятерка Р-1 авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум» нанесла удар по станции Пограничная, на которой разгружалось несколько эшелонов с китайскими войсками. Вечером налет повторили. Два звена (6 самолетов) в боевом порядке «колонна звеньев», с интервалом между самолетами в 30 метров, разбомбили и уничтожили эшелоны и гарнизон противника, и без потерь вернулись на свой аэродром.

Боевой порядок «колонна звеньев»

Бомбардировку производили с малой высоты в 600-700 метров.  Всего сбросили 43 бомбы, среди которых были и мощнейшие по тому времени 82-х килограммовые. В оперативной сводке по результатам удара отмечалось, что на станции возник большой пожар – загорелся эшелон с боеприпасами. Кроме того, артиллерийские наблюдатели-корректировщики доложили о подавлении советской артиллерией и авиацией огня китайского бронепоезда, а также орудийной и бомбометной батарей противника.

Ранним утром 10 сентября три самолета Р-1 авиаотряда «Дальневосточный Ультиматум» совершили разведывательный полет с целью зафиксировать последствия удара по станции Пограничная. Результаты воздушного налета были высоко оценены советским командованием – весь личный состав отряда был награжден отрезами ткани для пошива костюмов!

Осень 1929. Летчики и летнабы 19-го окорпао  позируют с авиационными бомбами. Среди боеприпасов  32-х килограммовые фугасные АФ-32, 82-х килограммовая АФ-82  и 16 килограммовые осколочные бомбы с разными типами взрывателей.

12 сентября авиации поставили задачу обнаружить хорошо вооруженный диверсионный отряд полковника Мохова, состоящий из белоэмигрантов. По сообщениям пограничной комендатуры ОГПУ, отряд пересек границу и действовал в районах западнее оз.Ханка под видом советских пограничников. Однако экипажи, летавшие на разведку в район населенных пунктов Хороль – Кнорринг - Манзовка (с 1972 Сибирцево), никаких следов отряда Мохова не обнаружили.

 До конца сентября и в октябре интенсивность действий советской авиации на Гродековском направлении в целом была невысокой, хотя самолеты авиаотряда неоднократно вылетали на разведку территории противника. Весь накал боевых действий в эти дни пришелся на Сунгарийскую группу ОДВА.

 24 октября советское командование получило подтвержденные агентурные сведения о состоянии и дислокации китайской авиации. При этом в сообщениях агентуры подчеркивалось, что китайцы опасаются использовать свои самолеты в районе станции Пограничная, ввиду превосходства советской авиации.

Однако 11 ноября 1929 г. авиаотряд «Дальневосточный Ультиматум» был поднят по тревоге - наземные посты наблюдения сообщили о приближении 5 китайских самолетов. Не долетев до советской границы, противник развернулся и улетел на свой аэродром под Муданьцзяном. По данным разведки, это были бипланы французского производства «Бреге-19» недавно прибывшие из Харбина.

17 ноября китайская авиация поддержала маневры своей кавалерии в районе п. Турий Рог. Принимая во внимание возможную угрозу, советское командование приняло решение о нанесении удара по аэродрому противника.

 В этот же день, пять самолетов Р-1 19-го окорпао совершили бомбардировку Муданьцзянского аэродрома. В шесть заходов были выведены из строя 3 самолета, два ангара и одно зенитное орудие. Седьмым заходом было выполнено фотографирование результатов удара, выявившее нахождение двух уцелевших самолетов противника.

Аэрофотосъемка аэродрома «Муданьцзян». Самолеты «Бреге-19» стоят в капонирах.

18 ноября двумя звеньями был нанесен повторный удар, уничтоживший остатки китайского авиаотряда – два самолета, одно зенитное орудие, аэродромное оборудование, пулеметную батарею, укрытия для личного состава. Удар наносился в том числе и 32-х килограммовыми бомбами.

Удар по аэродрому Муданьцзян позволил сохранить советской авиации господство в воздухе на данном направлении до конца боевых действий - экипажи 19-го окорпао беспрепятственно бомбили позиции китайских войск на станциях Сочинзы и Бамяньтун, поддерживая действия наземных войск по уничтожению китайской группировки в районе Мишаньфу. Всего за период боев боевой налет отряда составил 800 часов, а общий вес бомб, сброшенных на противника, равнялся 6000 килограмм.

Летчик-наблюдатель 19-го окорпао 

 По результатам конфликта за КВЖД, завершившегося 22 декабря 1929 подписанием мирного соглашения, личный состав авиаотряда за проявленный героизм был награжден ценными и именными подарками от Реввоенсовета СССР. Командовавшие отрядом летчики М.И. Батурин и В.М. Толстой были награждены орденами Красного Знамени.

Массовый выпуск советских самолетов позволил перейти к формированию новых подразделений и к пополнению уже имеющихся. В 1930 в Спасске была сформирована 18-я смешанная авиагруппа (комбриг Ф. А. Клышейко), которой подчинялись все авиачасти, учебные подразделения, парки, мастерские и авиационные склады в гарнизоне.  Согласно штатного расписания, новое подразделение могло включать в себя две-три эскадрильи разного назначения и до десятка отрядов распределенных по разным аэродромам.

Схема размещения инфраструктуры Спасского аэродрома, составленная экипажем 19-го окорпао в 1927 году (предоставил Ю.В. Кулик)

В 1933 году организационная структура ВВС ОКДВА была приведена в соответствие с новой структурой ВВС РККА, принятой постановлением РВС СССР в марте 1932 года. 19-й окорпао «Дальневосточный Ультиматум» получил новое наименование: 29-й отдельный корпусной авиаотряд, утратив при этом свое почетное наименование, которое больше не употреблялось в официальных документах. Отряд вошел в состав 209-й легкобомбардировочной авиабригады, сформированной на базе 18-й авиагруппы. В 1934 году новым местом базирования 29-го окорпао стал аэродром в Камень-Рыболове. 

1 октября 1937 года 29-й окорпао был преобразован в 12-ю отдельную армейскую авиационную эскадрилью, с местом базирования на аэродроме ст. Мучная (Черниговка). 12-я оармаэ унаследовала от своего предшественника орден Трудового Красного Знамени РСФСР, который пройдя длительную череду переформирований авиационных частей, в 2010 году оказался у 7060-й авиационной базы гарнизона Елизово.

 

Материал подготовил  С.А. Иващук

 

Комментарии: