Регистрация
 
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
80
ку-ар код
ПФКИ
лого5
Культурное Приморье
счетчик на Прокультура.рф
Главное изображение

Один из первых памятников В.И. Ленину в Спасске?

Бюст В.И. Ленина на станции Евгеньевка. Версии и гипотезы.

В фондах Спасского краеведческого музея хранятся два снимка, сделанных на  железнодорожной станции Евгеньевка в ноябре 1927 года.

На первом снимке запечатлен митинг с участием рабочих и служащих железнодорожной станции, а также красноармейцев из Спасского гарнизона и населения города Спасска. Митинг проходит на большой площади, рядом с сооружением, находящемся в ограде из штакетника. Сооружение - это усеченная пирамида, на вершине которой установлен бюст первого руководителя советского государства Владимира Ильича Ленина. На лицевой грани   пирамиды нанесен текст: «В 10-ю годовщину Октябрьской революции, великому машинисту всемирной революции  В.И. Ленину». Кроме того, на лицевой грани  имеется изображение герба СССР. На видимой боковой грани нанесен лозунг, утвержденный ЦК ВКП(б) к десятилетию Октября: «Крепите профсоюзы - опору диктатуры пролетариата, школу коммунизма!». На заднем плане снимка виден фрагмент уличной застройки.

На втором снимке групповая фотография с изображением людей разного возраста на фоне все той же пирамиды, на вершине которой установлен бюст В.И. Ленина.

Обратная сторона одного из снимков содержит пояснительную надпись: «В 1927 году, в честь десятилетия Октября, в Спасске был открыт памятник В.И. Ленину в районе нынешней жд. столовой. У памятника собрался митинг спассчан».

Отсутствие других сведений как о памятнике, так и о месте его открытия, затрудняло использование снимков в составе экспозиций краеведческого музея.  Сотрудники музея неоднократно обращались к краеведам и жителям города Спасска-Дальнего с просьбой поделится любой информацией, которая могла бы иметь отношение к этим интересным снимкам.  С целью привлечь внимание населения, снимки даже попали в состав выставки «Фотопленка длиною в жизнь…». К сожалению, никто из видевших эти снимки зрителей, так и не смог сказать ни чего определенного – местность на снимках полностью не соответствует современным городским видам.

Тем не менее, заинтересованные исследователи сделали ряд находок, которые частично приоткрывают историю снимков из музея.

Действие

 На одном из интернет-аукционов случайно были найдены изображения страниц иллюстрированного журнала «Рабочий путь» №45  от 24 ноября 1927г. Этот журнал выпускался в городе Хабаровске и являлся печатным органом Д.К.С.П.С. - Дальневосточного Комитета Совета Профессиональных Союзов.

«Открытие памятника В.И. Ленину в день 10-й годовщины Октябрьской революции на станции Евгеньевка»

Подпись к снимку на обложке журнала, подтверждает правильность пояснительной надписи на обороте одного из снимков – снимок сделан в ноябре 1927 года в районе железнодорожной станции.

Подпись к снимку с разворота: «Профактив ст. Евгеньевка с представителями г. Спасска»

Подпись к этому снимку, частично дает ответ о людях, изображенных на групповом снимке из музейного фонда - это профсоюзные активисты железнодорожной станции. Очевидно, что и митинг возле бюста В.И. Ленина был организован профсоюзом железнодорожников.

Любопытные снимки были опубликованы в 2017 году Андреем Лосем - коллекционером из Владивостока. На снимках запечатлен первый в истории Владивостока памятник В.И. Ленину, сооруженный рабочими вагоноремонтных мастерских на станции Первая речка.

Оказывается, что решение о сборе средств на памятник В.И. Ленину было принято трудящимися Владивостока на митинге, сразу после того, как в городе получили известие о его смерти в январе 1924 года. Не дожидаясь сооружения капитального памятника в городе, силами рабочих вагоноремонтных мастерских 1 мая 1925 года на территории депо на Первой речке был изготовлен временный памятник, который соорудили из пяти колесных пар и других деталей железнодорожной техники. На вершине такого оригинального постамента установили гипсовый бюст Ленина. По некоторым сведениям, в  последующем этот памятник был передан на хранение в узловой партком.

"Старейшие работники депо "Первая Речка" на открытии памятника Ленину на территории депо. 1925г. Фото Федора Подзорова". Снимок из альбома издательства Кунгуровых опубликовал Д. Дженжера

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться, как минимум в схожести памятника, изготовленного в вагоноремонтных мастерских в 1925г., с тем памятником, на фоне которого фотографировались профсоюзные активисты на станции Евгеньевка в 1927 году.

К сожалению, на снимке, сделанном на станции Евгеньевка, конструкция памятника скрыта за щитами и о ней можно лишь судить по косвенным деталям.

Рисунок памятника, опубликованный в газете «Красное Знамя» от 21 января 1926 г.. Любопытно совпадение текста на щитах, закрывающих основание памятника: «Великому машинисту… революции»

На увеличенном фрагменте снимка можно разглядеть, что конструкция с бюстом Ленина тоже установлена на площадку из рельс и шпал, но колесные пары явно меньше в размерах. Вероятно, в данном случае использовались пары от железнодорожной дрезины или вагонетки. Либо использовалось их меньшее количество – не пять колесных пар, а две.

В настоящее время не известно, был ли это один и тот же памятник или, что более вероятно, такие памятники появлялись в результате массового почина железнодорожников.

История сохранила до наших дней как минимум один памятник схожей конструкции – это скульптурное изображение В.И. Ленина, установленное на постамент из колес от списанного тендера и сваренных деталей от паровоза.

Памятник установлен рядом с локомотивным депо Октябрьской железной дороги. Ленинградский вокзал. г. Москва

Этот памятник был изготовлен рабочими депо Октябрьской железной дороги в октябре 1925 года. Изначально этот памятник тоже задумывался как временный. Но некоторые источники утверждают, что памятник какое-то время использовался как передвижное средство пропаганды и агитации - для демонстрации на других железнодорожных станциях РСФСР.  Не исключено, что и памятник, изготовленный в вагоноремонтных мастерских на Первой речке во Владивостоке, использовался таким же способом и его нахождение на станции Евгеньевка  было временным.

Есть и другие примеры первых памятников В.И. Ленину, изготовленных железнодорожниками из деталей паровозов и других агрегатов.

Так, 7 ноября 1924 года, рабочими Среднеазиатских железнодорожных мастерских (г. Ташкент) был открыт памятник по проекту начальника кузнечной мастерской Резуненко и художника Харламова.

По замыслу авторов памятника в честь "первого машиниста социалистической революции", различные детали имели определенный смысл. Пять рычагов от паровоза символизировали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, символизирующими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Основой этой своеобразной пирамиды из металла служили пять пар колес, расположенных квадратом. На вершине пьедестала был установлен шар - символ земли.

На нем был установлен бюст Ленина работы Меркурова. Через три года он был заменен гипсовой фигурой Ленина в полный рост, ещё через несколько лет - постоянным памятником.

Оригинальной фотографии бюста, установленного в 1924 году, не сохранилось. На снимке - памятник более позднего периода, вероятно, 1950-ых годов.

Сохранилось изображение памятника, изготовленного и установленного железнодорожниками Никольск-Уссурийска. Этот памятник также представлял из себя конструкцию, собранную из железнодорожных агрегатов, на вершине которой был установлен бюст Ленина.

Бюст Ленина в Никольск-Уссурийском (с 1935 года – г. Ворошилов, с 1957 – г. Уссурийск, Приморского края)

Место

Снимки с открытия памятника на станции Евгеньевка, не дают четкого представления о том месте, где они были сделаны. За прошедшие годы, характер местности сильно изменился и стал не узнаваем даже для старожилов города. Из сохранившейся пояснительной надписи на обратной стороне снимка следует, что он был сделан в районе железнодорожной столовой. Еще в 1970-80х годах, железнодорожная столовая размещалась на первом этаже здания по адресу ул. Советская д.10. – это район железнодорожного депо, построенного в конце 19 века. Второй этаж здания занимал так называемый «кондукторский резерв» - здесь были помещения для отдыха локомотивных и поездных бригад.

Здание по ул. Советской, дом 10. В настоящее время многоквартирный жилой дом. Сентябрь 2021г.

Данное здание имеет черты строений дореволюционной постройки – кладка из красного, неоштукатуренного кирпича; карнизы; лопатки; оформление оконных проемов и т.д.

Хабаровским краеведом Алексеем Колесниковым  был опубликован снимок с изображением аэрофотосъемки станции Евгеньевка в годы интервенции:

На снимке выделен участок незастроенной площади, располагавшийся между зданием вокзала и оборотным депо.

На этом снимке можно разглядеть элементы застройки 100-летней давности, в том числе и здание, стоящее на месте дома по Советской 10.  Перед зданием в то время располагалась довольно большая, незастроенная площадь. Вероятно, именно на этой площади и проходил митинг в 1927 году? Вроде бы все сходится…

Но вот здание на снимке с митингом сильно отличается от сохранившегося до наших дней дома по Советской 10. Сохранившийся дом больше в два раза!

Увеличенный фрагмент снимка, сделанного в 1927 году

Общий вид здания в сентябре 2021г.. Желтым отмечены оконные проемы, совпадающие с расположением окон на старом снимке. 

Однако, два настолько разных на первый взгляд здания, имеют ряд одинаковых деталей – элементы кладки, расположение оконных проемов. Кроме того, при детальном осмотре здания, обнаружилось, что один из проемов на первом этаже  был проделан уже после постройки здания – кладка вокруг проема сильно отличается от основной.

“Новое” окно, отмеченное на общем снимке зеленым цветом. Заметны следы новой кладки вокруг оконного проема.

Эти детали дают основание считать, что после 1927 года, это здание было значительно перестроено. Добавился прямоугольный ризолит с входной группой, а главное – появилось второе крыло здания. Примечательно то, что оба крыла похожи, но не симметричны - а это вряд ли было бы допустимо при первоначальном проектировании. Крылья здания отличаются по количеству оконных проемов и по своим размерам. Есть значительные отличия и во внутренней планировке помещений левого и правого крыла. Заметны отличия и с обратной стороны здания.

После многократных осмотров сохранившегося до наших дней здания и сравнения ряда деталей и фактов, можно сделать вывод, что здание на снимке 1927 года и здание по Советской 10 – это одно и тоже строение, только существенно перестроенное. И нужно отдать должное строителям, занимавшемся пристройкой второй половины – они полностью повторили и бережно перенесли все детали от первоначальной постройки. Только очень внимательный наблюдатель, причем знающий, что именно нужно искать, сможет убедиться в правильности этих выводов.

Шов на месте стыка основной стены с пристроенным ризолитом

Научный сотрудник Спасского краеведческого музея С.Ю. Мынкин готовит квадрокоптер для детальной съемки здания.

Краевед и фотограф И.А. Смоленков  в поисках места, на котором предположительно стоял памятник с бюстом В.И.Ленина

В ходе исследования удалось установить и принадлежность второго здания, изображение которого есть на снимках. Это старое здание Общественного собрания рабочих и служащих станции Евгеньевка, а позже здание клуба железнодорожников станции Евгеньевка, о существовании которого не помнят даже старожилы железнодорожного поселка.

Примерно 1907 год. Ученики одноклассного железнодорожного училища (школы для детей станционного поселка), занятия в котором первое время проходили в помещениях Железнодорожного собрания.

Первая партийная конференция Спасского уезда в клубе железнодорожников на станции Евгеньевка 1922

Возможно именно в помещениях  клуба железнодорожников был сделана эта фотография, на которой комсомольцы Спасска изображены вместе с бюстом В.И. Ленина. Причем этот бюст очень сильно похож на тот, который был использован при сооружении памятника…

1925 год. Третий расширенный пленум Спасского уездного комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи 

В фондах Спасского краеведческого музея сохранились документы бюро секции ветеранов гражданской войны, в которых имеются сведения об еще одном памятнике с бюстом Ленина, установленном в 1925 году (!) на территории Спасского военного гарнизона. Памятник не сохранился, а его изображения до недавнего времени не были известны… Но это уже другая история.

 

P.S. Через полгода после написания этой статьи, исследователи получили еще один документ, подтверждающий версию о достройке здания после 1927 года.  Это фрагмент панорамного снимка, сделанного японскими интервентами в период с 1918 по 1922 год. Панорамная съемка велась из района села Спасского в сторону железной дороги.  Фрагмент содержит в том числе и изображение зданий в районе оборотного депо. На снимке отчетливо видно, что в те годы, здание по Советской 10 было вдвое меньше по размерам, чем в наше время.

 

Материал подготовил  С.А. Иващук

 

Комментарии: