Спасский завод художественной керамики
История коллекции
В период работы в Спасске-Дальнем завода Художественной керамики его продукция по праву считалась таким же местным брендом, как цемент, лотос или озеро Ханка. Она была известна и востребована не только в пределах Приморского края и Дальнего Востока, но и по всей стране. Керамические олимпийские мишки из Спасска-Дальнего летом 1980 года – года Московской Олимпиады – украшали сувенирные прилавки столичных магазинов и охотно там раскупались. О былых успехах и заслугах закрывшегося в 2003 году уникального предприятия сегодня свидетельствует богатейшая коллекция образцов изделий завода, выпускавшихся за весь период его существования. Эта коллекция была передана в Спасский краеведческий музей в декабре 2008.
Юрьева Наталья Владимировна представляет коллекцию керамики на открытии выставки (День музеев-2009).
Юрьева Наталья Владимировна (в 2009 году – ?главный хранитель музея) и
Николаева Галина Николаевна, бывший работник завода.
Наумов Игорь Вячеславович, директор ООО «АРГО-1».
От его имени музею была передана коллекция керамики.
Интересна история создания коллекции. Ее рассказал Виктор Зарецкий, бывший директор этого предприятия, на презентации выставки изделий Спасского завода Художественной керамики в Спасском музее в мае 2009 года. Оказывается, появление коллекции напрямую связано с визитом в наш город делегации из Северной Кореи в далеком уже 1985 году.
Завод Художественной керамики был включен в план посещения иностранной делегацией. В связи с этим городской комитет партии поставил перед руководством предприятия задачу создать музей своей продукции. И хоть сроки на это отводились самые минимальные, задание было выполнено. В коллекции заводского музея удалось собрать изделия с первых дней работы предприятия и до самых современных образцов.
Так вышло, что именно представители страны Утренней Свежести стали первыми посетителями музея Спасского завода Художественной керамики, и именно им мы обязаны ее появлением. С годами эта коллекция будет приобретать всё большую ценность, как в филателии почтовые марки уже не существующих государств. Ведь и завода, который производил всю эту продукцию, уже тоже, к сожалению, не существует.
Знаки Зодиака
Кстати сказать, местный комитет коммунистической партии не раз подавал мастерам керамики творческие идеи. К примеру, предложение начать производство сувенирных знаков Зодиака принадлежала тогдашнему первому секретарю горкома партии Спасска-Дальнего Виктору Александровичу Надымову.
Озадачил он этим заводчан незадолго до новогодних праздников. Была пара бессонных ночей, и худсовет утвердил эскиз первенца в последующей череде многочисленных героев восточного гороскопа. Стоит ли говорить, что симпатичных зайчишек мигом смели с прилавков всех магазинов, куда Спасский завод художественной керамики поставлял свою продукцию?!
Уникальное предприятие
По данным архивного отдела администрации городского округа Спасск-Дальний, Спасский завод художественной керамики был открыт 1 августа 1967 года на основании Решения Приморского крайисполкома, путем выделения гончарного цеха Спасского горпромкомбината в самостоятельное производство. Строительство помещений предприятия по адресу: ул. Красногвардейская, 100-б, началось семью годами ранее – в 1960 году.
Завод работал на тугоплавких беложгущихся глинах Меркушевского месторождения соседнего Черниговского района. Эти глины закреплялись обжигом при температуре 1200 градусов. Для приготовления глазурей использовались сырьевые материалы Нежданкинского месторождения перлитов Дальнегорского района.
Ассортимент продукции Спасского завода художественной керамики был чрезвычайно широк. Производились чайные, кофейные и обеденные сервизы, разнообразные кружки, десертные наборы и наборы для специй, кувшины, стаканы, ёмкости для сыпучих продуктов, горшочки, пельменницы, а также всевозможные сувениры, декоративные тарелочки, вазы, цветочные кашпо, подсвечники, изразцы и другие изделия.
Экологически чистая посуда Спасского завода художественной керамики могла использоваться для приготовления горячих блюд в печах и духовках всех типов. Высокая прочность, водонепроницаемость, термостойкость определялись способностью глины обретать после обжига камнеподобную плотную структуру, которая хорошо и долго держала тепло. Это качество было востребовано, в том числе, и при заваривании чая, приготовлении целебных настоев.
Процесс изготовления
…керамических изделий был сложным, многоэтапным.
- Сначала художник придумывал и готовил эскиз нового изделия, который затем утверждался на художественном совете завода и краевой базы г. Владивостока.
Горнич Альбина Ивановна, художник завода Художественной керамики. Фото В.Омелюка.
- По эскизам модельщики изготавливали модели из гипса на специальном станке, который, в отличие от токарного, вытачивал изделие не в горизонтальном, а в вертикальном положении.
Гипсовые модели служат основой для изготовления литейных гипсовых форм (из фондов музея).
- Затем к работе приступали формовщики, которые по готовой модели отливали формы из гипса. Величина формы зависела от размера модели. Сначала выпускали первую (маточную) форму, по которой делали поточные формы для отлива изделий в большом количестве.
Формы для шликерного литья (из фондов музея).
Шликерное литье – это техника изготовления гончарных изделий путем литья в форму, без использования гончарного круга или ручной формовки. Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских предметов. Шликером называют жидкую глиняную массу. Основа шликера — это глина, разведённая водой до консистенции сметаны или густых сливок.
- После этого начинался этап работы литейщиков. Их труд, наверное, был самым тяжелым на заводе. Вес некоторых форм достигал 50 кг, а поднимать их, чтобы залить внутрь жидкую глину – «шликер», приходилось десятки раз в день.
Галина Ивановна Кекух, литейщик-оправщик завода Художественной керамики.
- Ещё влажные изделия доставали из формы и обрезали излишки глины на швах, а затем их отправляли в сушильный цех, где они теряли около 20% влажности.
Турнетка с завода художественной керамики (из фондов музея).
Турнетка – это платформа на возвышенности, способная вращаться вокруг своей оси. В переводе с французского «tournette» — это беличье колесо. Турнетка (поворотный столик, крутильник) – важный элемент для работы гончарного мастера. Предназначен для того, чтобы лепить на нем изделия из глины, обтачивать, расписывать, гнуть глину, клеить ручки на изделие и т. д. Поворачивая столик с закрепленным на нем изделием, можно проверить правильность его формы. С помощью поворотного столика можно без переустановки изделия, вращая заготовку в разных направлениях, производить обработку элементов по окружности.
- Затем хорошо просушенные изделия доставляли в живописный цех, где мастера-сдельщики расписывали их по утвержденному образцу художника.
Декорирование – один из самых творческих этапов в общем цикле технологического процесса. Ведь именно художник придает изделиям законченный вид. Расписывали их керамическими красками – окисями металлов, ангобами, глазурями.
Ангоб - это цветная глиняная суспензия, которая наносилась кисточкой, пипеткой, резиновой грушей с тонким металлическим наконечником. Толщина линий рисунка при нанесении грушей зависела от скорости движения руки: чем медленнее, тем линия получалась толще.
- Нанося живописный рисунок на керамический материал, мастера работали почти вслепую. Уверенности в получении задуманного эффекта не было до конца обжига. Объяснялось это тем, что керамические краски и цветные глазури в большинстве случаев после обжига изменяли свой изначально блеклый цвет. Для получения нужного оттенка мастера пользовались специальной контрольной палитрой цветов на мелких тарелочках, плиточках с уже обожженной краской.
Кусова Тамара Георгиевна, лаборант завода Художественной керамики.
- Ещё одна сложность росписи заключалась в невозможности исправления уже нанесенного рисунка. Краски молниеносно впитывались в изделие, и даже в случае тщательной очистки после обжига в этом месте обязательно оставалось тёмное пятно.
- После росписи изделие покрывалось глазурью и обжигалось. Обжиг был конечной стадией производства. Завод для этого был оснащен огромными электрическими печами, куда с помощью вагонеток закатывали изделия. И если в печь они поступали бледными, с едва различимым светлым рисунком, то оттуда являлись миру нарядными, яркими и блестящими.
Лоншакова Светлана Андреевна, обжигальщик завода Художественной керамики. Фото В.Омелюка.
На основании Постановления Совета Министров РСФССР «О развитии народных художественных промыслов было начато проектирование, а в 1980-1982 годах – расширение и реконструкция Спасского завода Художественной керамики, предполагавшее значительное увеличением объёмов производства. В цехах устанавливалось новейшее и частично импортное оборудование. Причём, строительство осуществлялось практически без остановки основного производства и при непосредственном участии всего коллектива, что позволило сохранить ценных специалистов и через год после окончания строительства перекрыть проектную мощность в 1,4 раза. В 1991 году предприятие стало участником Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Закат производства
В ноябре 1992 года по решению коллектива и в соответствии с Постановлением Приморского краевого комитета по управлению имуществом Спасский завод художественной керамики был преобразован в Товарищество с ограниченной ответственностью «Художественная керамика». В августе 1996 года на основании Федерального закона «Об акционерных обществах» и по решению учредителей ТОО было преобразовано в открытое акционерное общество «Художественная керамика».
В 2000-2002 годах из-за непомерно высоких тарифов на электроэнергию, транспорт, сырьё и материалы, а также в связи с отсутствием государственной поддержки народных промыслов произошло резкое снижение объёмов производства, ухудшилось финансовое состояние предприятия. В 2002 году изменился состав учредителей, основная часть коллектива продала свои акции. Новый собственник, владевший контрольным пакетом акций, не смог стабилизировать обстановку. В январе 2003 года из-за неплатежей за электроэнергию предприятие было полностью отключено от сетей «Дальэнерго», в результате чего производство остановилось.
По решению Совета директоров от 28 января 2003 года было произведено сокращение всего промышленно-производственного персонала, что составило 95% от общей численности. 10 октября 2003 года на основании договора купли-продажи акций главным акционером ОАО «Художественная керамика» стало ООО «Арго-1». В 2003 - 2007 годах все основные фонды предприятия были ликвидированы, а здания и сооружения подготовлены к перепродаже.
И хотя прошло уже много лет с той поры, как завод закрылся, люди, которые трудились на этом предприятии, помнят, любят его и гордятся его достижениями. Им бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь утраченный промысел был в нашем городе восстановлен новыми поколениями талантливых спассчан.
При подготовке материала использовалась следующие источники:
- Публикация С. Юрчевской «Свой завод мы любили», газета «Спасск» 17-23 июня 2009 г.
- Материалы авторской экскурсии Н.В. Юрьевой по музейной выставке, посвященной продукции Спасского завода художественной керамики.
- Информация от ведущего специалиста 3 разряда архивного отдела АГО Спасск-Дальний Е.С. Кускова.
Текст подготовила Селена Юрчевская, главный хранитель музейных предметов
МБУ «Краеведческий музей им. Н.И. Береговой ГО Спасск-Дальний».
Дополнения к тексту и поправки к нему приветствуются и будут вноситься по мере необходимости.
Комментарии: