Регистрация
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
карта лого2
Литература фото видео о Приморье
счетчик на Прокультура.рф
Главное изображение

1910-1917. Сибирский воздухоплавательный батальон.

Сибирский воздухоплавательный батальон.

Приказом по Военному ведомству сформирован в 1910 году из чинов Владивостокской Крепостной Воздухоплавательной роты и чинов 1-го и 2-го Восточно-Сибирских воздухоплавательных батальонов.

В декабре 1911 года Сибирский воздухоплавательный батальон 3-х ротного состава включен в состав 1-го Сибирского Армейского корпуса.  Одна рота дислоцировалась во Владивостоке, две роты были переведены для постоянной дислокации в с. Спасское, Приморской области.

В состав батальона входили газодобывающая станция, мастерские, моторный класс, фотолаборатория, метеостанция, склады воздухоплавательного и технического имущества.

На вооружении батальона были привязные змейковые аэростаты типа «Парсеваль», удлиненная форма которых  по своим аэродинамическим качествам была лучше формы сферического аэростата. Аэростаты использовались для наблюдения за действиями противника и для корректировки артиллерийского огня с высоты 600-800 метров. Наблюдатель размещался в закрепленной на аэростате корзине и осуществлял связь с землей при помощи телефонной и телеграфной связи, а также передавал сообщения с помощью сбрасываемых записок. Перемещался аэростат с помощью привязных тросов, закрепленных на лошадинной повозке, автомобиле, железнодорожной платформе или на корабле. 

Для хранения змейковых аэростатов в арсенале Сибирского воздухоплавательного батальона имелся переносной эллинг, произведенный на Путиловском заводе и установленный в 1911 году. Однако летом 1913 года переносной эллинг был разрушен тайфуном.

Подъем корзины с наблюдателем-корректировщиком  с помощью змейкового аэростата типа “Парсеваль” . На аэростате закреплен флаг с эмблемой воздухоплавательных частей Российской армии, введенный в 1894 году.

Вероятно в Спасском планировалось и размещение дирижаблей разных типов, для хранения и обслуживания которых Акционерным Обществом «Артур Коппель»  в 1913 году  был построен стационарный эллинг.

Эллинг Сибирского Воздухоплавательного батальона в Спасском военном гарнизоне

“…Эллинг в воздухоплавании - сооружение для строительства, хранения и ремонта аэростатов и дирижаблей. Как правило это каркас, собранный из металлических конструкций, обшитый деревом или листовым металлом…”

 В феврале-апреле 1914 года в результате реорганизации Сибирский воздухоплавательный батальон был упразднен. Из него выделили Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту и Сибирскую воздухоплавательную роту с дислокацией в с. Спасском, Приморской области.

14 июня 1914 года Сибирская воздухоплавательная рота  была изъята из состава 1-го Сибирского армейского корпуса и переподчинена начальнику штаба Приамурского военного округа. Роту  отправили на фронт и 14 сентября 1915 года ее переименовали в 19-ю полевую воздухоплавательную роту.

1914 г. Село Спасское. Нижние чины Сибирской Воздухоплавательной роты. Погоны содержат введенную в 1911 году шифровку из литер Сб., над шифровкой размещен специальный знак воздухоплавательных частей.

Авиаотряд при Сибирском воздухоплавательном батальоне.

6 апреля 1911 года Военный Совет российской империи одобрил  проект «Положения об авиационной службе», а также штат и табель имущества авиационного отряда воздухоплавательной роты. Документы предусматривали формирование в 1912 году десяти авиационных отрядов, в том числе и при Сибирском воздухоплавательном батальоне.

Летом 1911 года Главным инженерным управлением Военного министерства Российской империи были выделены средства в размере 54000 рублей  на устройство и оборудование аэродрома в с. Спасском.

Вид на ангары для хранения аэропланов и авиационно-технического имущества Спасского авиаотряда

31 декабря 1911 г. при Сибирском воздухоплавательном батальоне был сформирован авиаотряд —  второй после читинского авиаотряд в Российской империи (при этом летчики и авиационно-техническое имущество, положенное по штату, в отряд еще не прибыли).

Согласно штату в отряде должны были состоять начальник отряда (обер-офицер), три младших офицера (лётчика) и 34 военнослужащих нижних чинов (2 лётчика, 3 старших моториста, 2 младших моториста, 8 ефрейторов, из них 6 хозяев аэропланов, 18 рядовых и фельдшер медицины). В табели имущества были указаны 6 аэропланов с принадлежностями по 11 000 рублей за экземпляр, 3 складных двухместных палатки для аэропланов и отрядной мастерской по 1500 рублей, 2 запасных мотора по 5000 рублей, автомобиль специального типа за 5000 рублей, 480 пудов бензина по 5 рублей за пуд и 100 пудов масла по 12 рублей за пуд.

Первые самолеты были получены только летом 1912 года.

Спасская Авиашкола

Летом 1912 года  при Спасском военном аэродроме открылась авиационная школа Дальневосточного отдела Императорского Всероссийского аэроклуба. Авиашкола должна была готовить пилотов и пилотов-инструкторов для нарождающейся военной авиации России.

Первым выпускником авиашколы стал Виталий Владимирович Сущинский, ученик  одного из первых русских авиаторов Якова Седова. По контракту с авиашколой, Сущинский стал ее инструктором и заведующим. Эти обязанности он исполнял до 1914 года.

Виталий Владимирович Сущинский (1890-1938г). Русский летчик, Георгиевский кавалер, инструктор Севастопольской и Спасской авиационных школ. Советский полярный летчик.

Весной 1914 года Сибирский воздухоплавательный батальон был упразднен, а авиаотряд был выделен из его состава и получил наименование 1-го Сибирского корпусного авиаотряда. Во время Первой мировой войны  авиаотряд оставался в Спасском и участия в боевых действиях не принимал. На личный состав авиаотряда были возложены обязанности по несению караульной службы и обустройству лагеря для приема военнопленных.

После Октябрьской революции 1917 года, части русской регулярной армии были расформированы, а личный состав  демобилизован.

Комментарии: