Регистрация
 
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
лого5
Культурное Приморье
счетчик на Прокультура.рф
ку-ар код

Спасский трактороремонтный завод

Историческая справка Спасского трактороремонтного завода, составленная в 1982 году. Текст справки приводится в оригинальном виде и дополнен снимками из архива СТРЗ:

В системе Наркомата обороны СССР 6 (ориентировочно) апреля 1939 года на базе 28-й автобронетанковой мастерской Дальневосточного военного округа была организована 33-я автобронетанковая подвижная ремонтная мастерская с местом дислокации в г. Свободный Амурской области; в том же году мастерская перебазирована в г. Биробиджан. Мастерская размещалась в десяти железнодорожных вагонах, оснащенных силовой установкой и минимально необходимым для ремонта количеством станочного оборудования. Штат составлял около 80 красноармейцев срочной службы, имеющих ремонтные специальности и 10 офицеров.

1963г. Территория трактороремонтного завода.

В 1943 году мастерская переименована в 33-ю подвижную тракторную мастерскую ДВО и переведена в г. Спасск-Д. Поезд остановился около воинской погрузочной площадки рядом с ныне существующей территорией завода. На этой территории располагались брошенные деревянные конюшни кавалерийского полка, а также стояли капониры с танками БТ-7 и Т-20, играющие роль дотов. Мастерская производила ремонт тракторов – тягачей для артиллерии, преимущественно иностранного производства (американских НД-7, НД-10, Катерпиллар)

(Примечание: в 1943 командиром 33-й ПТМ Дальневосточного фронта был инженер-майор Левченко Петр Иванович)

Здание по ул. Краснознаменной, в котором в 1940-1960-х размещалось заводоуправление. Не сохранилось. Снимок из архива СТРЗ

Рабочие бараки постройки 1940-х., стояли вдоль современной ул. Краснознаменной. Снесены в начале 1970-х под строительство нового жилья.

С января 1947 года 33-я ПТМ переименована в 122-й трактороремонтный завод, подчиненный Автотракторному Управлению  ДВО. С этого времени на заводе работают вольнонаемные рабочие и специалисты, начинается освоение прилегающей территории: конюшни приспосабливаются под цехи, построена котельная (ныне электроцех), сооружена водонапорная башня (ныне снесена), прокладываются дороги, закладывается ныне существующий мотороремонтный цех и т.д.

1953 год. Механический цех. Снимок из архива СТРЗ

1959 г. Строительство моторо-ремонтного цеха. Строительство велось силами коллектива завода и УНР-285. Снимок из архива СТРЗ

"Строительство ДМЦ в 1959г.. В 1961 передано УНР-285. Внутри старый монтажный цех". Снимок из архива СТРЗ

Завод осуществлял ремонт тракторов «СТЗ-НАТИ», ЧТЗ-60, С-65, затем С-100 (месячная программа – около 10 единиц, ныне – более 75 единиц).

Бульдозер ДЗ-53 на базе трактора "Т-100". Снимок из архива СТРЗ

Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1958 года 122-й ТРЗ реорганизован и с наименованием Спасский трактороремонтный завод подчинен Управлению Главного механика и энергетика Дальневосточного Совнархоза. Перед заводом поставлена задача – ремонт тракторов для лесозаготовительной промышленности Приморского края. Завод зарегистрирован финансовыми органами Спасского района под номером 215. Первым директором завода был Золотарев К.И., а с 1960 г. – Балашев К.П. (гл. инженер – Терешкевич И.С.). В 1961 году директором завода назначен Терешкевич И.С.

Терешкевич Иван Сергеевич, директор завода в 1961-1968

В 1966 году завод передан Министерству лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и подчинен комбинату «Приморсклес»; в 1967 году – подчинен Управлению Главлесреммаш (г. Москва); в 1968 году – тресту «Дальремлестехника (в 1970 году переименованное в промышленное объединение «Дальсимпорттехника», с января 1976 года – объединение «Дальремлестехника»).

“В честь XXIII съезда отгрузка тракторов 25 марта 1966 года со Спасского ТРЗ”. Именно с этой погрузочно-разгрузочной площадки началась история завода в Спасске-Дальнем.

В настоящее время Спасский ТРЗ – специализированное ремонтное производство, обеспечивающее капитальный ремонт отечественных тракторов Т-100, Т-130, бульдозеров и погрузчиков на их основе, импортных бульдозеров Д6С (Япония), двигателей к отечественным и импортным машинам для лесозаготовительной промышленности всего Дальнего Востока (за исключением островов).

Трактор "Т-130". Снимок из архива СТРЗ

Большое место в продукции завода занимает нестандартизированное оборудование для нижних складов (конвейеры, перегрузчики, кантователи и т.п.), расширяется производство товаров ширпотреба.

Территория завода – 10 Га. Производственных площадей – более 15 тыс. м2, вспомогательных площадей – более 5 тыс.м2 и складских помещений – более 2 тыс. м2. На территории завода расположены здания сборочного и ремонтно-механического цехов, моторемонтного участка, новое здание ЭМО, РСГ и цеха нестандартизированного оборудования, гараж и газгольдерная, котельная и заводоуправление.

Новое здание заводоуправления

Новые корпуса цехов СТРЗ

Новые корпуса цехов СТРЗ

Строится блок цехов по изготовлению запасных частей (площадью около 6 тыс. м2), с пуском которого в 1984 г. мощность завода по валовой продукции удвоится (сейчас – 7870 тыс.руб) и почти удвоится общая численность работающих (сейчас – около 700 чел.). Работники завода живут в просторных многоквартирных домах, построенных рядом с заводом, имеется детский комбинат на 250 мест, сдан в эксплуатацию лучший в городе спортивный зал.

1973 год. Строительство заводского дома по Краснознаменной 37. Снимок из архива СТРЗ

Спортивный зал СТРЗ, ныне филиал «Олимп» МБУ  ДО СШ «Атлант». Снимок из архива СТРЗ

На заводе сложился работоспособный, спаянный коллектив, способный решать сложные производственные задачи, успешно выполняющий задачи пятилетних планов. Завод занимает ведущее положение среди предприятий города Спасска-Дальнего, из года в год выходит победителем соцсоревнований в системе П/О «Дальремлестехника».

1 мая 1979 г. Праздничная колонна СТРЗ, впереди несут знамя предприятия и наградные знамена победителей соцсоревнований

Ушли на заслуженный отдых, но не теряют связи с заводом: Саксеев А.К., который в звании капитана был начальником ремонтного парка 33-й ПТМ, затем начальником цеха; уволившись в запас в звании майора продолжал работать на заводе диспетчером ПДО

Ветеран войны и труда Саксеев Анатолий Константинович.

Капштык А.И. – старшина подразделения 33-й ПТМ, уволившись в запас работал на заводе комплектовщиком, затем зав. складом запасных частей;

Ветеран войны и труда Капштык Александр Иванович

Сахарюк В.П. – работал токарем с 1947 года, затем зав. лабораторией измерительных приборов, длительное время возглавлял ОТК завода, награжден орденом Трудового  Красного Знамени.

До сих пор трудится на заводе электросварщик Сергеев И.М., бывший старшина 33-й ПТМ, хотя давно уже мог уйти на заслуженный отдых. Отличник качества, воспитал и обучил целую плеяду электросварщиков, за доблестный труд награжден орденом Знак Почета.

Сварщик Сергеев Иван Михайлович, ветеран  СТРЗ.

С 1947 года токарем работал Гордиевский Н.Н., ныне зам.начальника сборочного цеха, награжден орденом Трудовой Славы III степени. С 1947 и по настоящее время работают токарь Крупян Н.Н., Гордуновский Н.Г., слесарь Демчишин В.В., токарь Гусак И.С. (ныне старший нормировщик ПЭО) и другие ветераны, на которых равняется молодежь завода.

В 1948 году пришел на завод учеником токаря 19-летний Марченко П.С., ныне инженер-конструктор техотдела. В каждом из цехов завода работают стенды, приспособления, штампы, прессформы, которые он разработал и внедрил в производство.

Марченко Петр Степанович - токарь, технолог, конструктор!

В 1958 году на завод прибыл молодой инженер Шапневский В.А., который работал мастером ОТК, начальником механического цеха, с 1963 года – главным инженером завода, а в 1968 году назначен директором завода. Много труда и энергии приложил Шапневский В.А. для превращения завода в современное специализированное ремонтное предприятие. В 1977 году его доблестный труд отмечен Родиной – Шапневский В.А. награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Шапневский Владимир Артемьевич, директор СТРЗ с 1968 по 1993г.

Завод заботится о подготовке рабочих кадров. Крепкая дружба связывает комсомольские организации СТРЗ и средней школы №11. На базе завода создан хорошо оборудованный станками класс УПК для обучения токарей. Молодых рабочих завод посылает на учебу в Хабаровский политехнический и другие институты.

За последние годы завод перешел на наиболее прогрессивную бригадную форму организации труда. В цехах завода создано 16 специализированных комплексных бригад, которые работают на один наряд, добиваются высокой производительности труда и высоких показателей в социалистическом соревновании.

1980-е. Рабочий день начинается с  заводской проходной.

Бригада слесарей-сборщиков импортных двигателей Герасимчук В.В. носит высокое звание «Бригада имени XXV съезда КПСС».

Бригадам слесарей по изготовлению РТИ Фиялова В.И., сварщиков рам Любас М.Т. и сборщиков погрузчиков Белого А.Ф. присвоено звание «Бригада XXVI съезда КПСС», бригаде слесарей–сборщиков импортных тракторов Лерман В.В. – звание «Бригада имени 60-летия СССР».

Дополнение к исторической справке. Составлено по материалам архивного отдела администрации ГО Спасск-Дальний:

Приказом Министерства промышленности СССР от 5 февраля 1985 года № 86 Спасский трактороремонтный завод с 1 апреля 1985 года был переименован в Спасский экспериментально-механический завод.

Приказом Министерства промышленности СССР от 4 марта 1992 года № 74, на основании постановления главы администрации города Спасска-Дальнего от 30 января 1992 года № 43, Спасский экспериментально-механический завод был реорганизован и переименован в Открытое акционерное общество «Спассклесмаш».

Материал подготовил Иващук С.А.

Комментарии: