Здание оборотного депо постройки 1894-1897 годов - одно из самых старейших капитальных строений в городской черте Спасска-Дальнего, сохранившееся до наших дней.
Оборотное депо - специальное сооружение (подразделение) в составе железнодорожной станции Спасская (с 1903 - Евгеньевка, с 1967 - Спасск-Дальний), предназначенное для экипировки и технического обслуживания локомотивов.
Оборотного депо расположено в северо-восточной части города, примыкающей к железной дороге. Депо имеет прямоугольную планировку - наиболее распространенную на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока, и представляет из себя длинное здание с двумя подъездными путями.
Оборотное депо станции Спасск-Дальний ориентировано с юго-запада на северо-восток, вдоль железнодорожного полотна. Депо симметрично относительно центральной оси, выполнено из кирпича с двускатной металлической кровлей. С юго-западного фасада имеется два въезда для паровозов в виде ворот арочного типа, фасад оформлен портиком с декоративными элементами и слуховым окном, расположенном между двумя пилястрами. В каждом углу здания перпендикулярно расположены два контрфорса, переходящих в парапетный камень. По восточной и западной стороне здания, также расположены контрфорсы, характерные для зданий депо, построенных в стиле русской промышленной архитектуры на рубеже 19-20 веков.
станция Мариинск
станция Омск
Контрфорс - архитектурная деталь в виде вертикального утолщения стены, предназначенная для усиления конструкции здания. При постройке депо контрфорсы нужны были для компенсации ослабления несущих стен, вызванного необходимостью обустройства больших оконных проемов. Всего таких проемов двенадцать - по шесть с восточной и западной сторон здания. Большая площадь остекления позволяла добиться хорошего естественного освещения внутри здания в течении всего светового дня.
В годы гражданской войны на Дальнем Востоке России, здание оборотного депо неоднократно оказывалось в эпицентре боевых действий.
К счастью, здание не получило сколько-нибудь значимых повреждений. Зато регулярно попадало в кадр на снимках японских интервентов.
Стены здания сложены из красного кирпича, декоративная отделка произведена из кирпича черного цвета. В советский период кирпичная кладка была обработана известковым составом. В 2011 -2012 годах был произведен ремонт здания, стены очищены от наслоений и покрыты защитным лаком, вставлены новые оконные рамы, произведена замена кровли.
По мере модернизации локомотивного парка железной дороги, депо частично утратило свои функции. В настоящее время здание оборотного депо используется как бокс для размещения и обслуживания ССПС - специального самоходного подвижного состава Спасск-Дальненской дистанции пути (ПЧ-9) ОАО "РЖД"
Материал подготовил С.А. Иващук
Комментарии: